Главная → СМИ о нас → 50 ТЫСЯЧ ТРЕЩИН

Новости

все новости

50 ТЫСЯЧ ТРЕЩИН

21 октября 2020

Почему карагандинцы постоянно недовольны состоянием дорог? Потому что власти из года в год скупятся выделить достаточно денег на ремонт и содержание городских улиц? А может быть, люди просто привыкли брюзжать, а на самом деле наши автотрассы в норме? Ответ на этот вопрос вместе с расчетами, фотографиями и картой обойдется бюджету в 176 миллионов тенге. Такую сумму выделили на паспортизацию, диагностику, создание базы данных, а также разработку норматива финансирования на содержание и текущий ремонт улично-дорожной сети города. Заказ достался алматинцам — Казахстанскому дорожному научно-исследовательскому институту. Уже несколько месяцев его передвижные лаборатории колесят по областному центру.
— Тут лазерный луч! На него нельзя смотреть. Это очень вредно, — тревожным окриком инженер Данияр Кошимханов предупреждает попытку корреспондента «Нового Вестника» заглянуть под профилометр. Прибор, установленный у капота, оставляет на земле красную точку, как от лазерной указки. Когда автомобиль движется, «ощупываются» все неровности на поверхности дороги. Данные мгновенно передаются бортовому компьютеру. Данияр, сидя в фургоне, наблюдает за графиком: ломаная линия на мониторе показывает ровность, колейность и макрошероховатость проезжей части. Автомобиль движется со скоростью 20-80 километров в час, охватывая четыре метра: чтобы снять дорогу по всей ее ширине, требуется дважды проехать по улице в обоих направлениях. Работа эта небыстрая: командировка Данияра продолжается уже пятую неделю. Причем он не первый инженер, которого присылает к нам институт.
— У нас есть двухгодичный договор с карагандинским акиматом, — рассказал «Новому Вестнику» вице-президент АО «КаздорНИИ» Азамат Жайсанбаев. — Проводится паспортизация, диагностика, создается электронная система управления улично-дорожной сетью (УДС) города Караганды, разрабатывается норматив финансирования на работы по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети — ориентировочно это 1100 улиц, 990 километров. Летом часть работ мы завершили. Сейчас в офисе проводятся работы по обработке полевых данных. Создаются электронные паспорта на каждую улицу, а также анализируются результаты инструментального обследования с целью оценки состояния улиц и назначения ремонтных мероприятий. Далее все полученные данные будут загружены в УДС Караганды для последующего их анализа и использования в процессе эксплуатации улиц и дорог города.
— Что такое паспорт улицы?
Паспорт — это основной документ технического учета улиц и дорог, включающий линейный график дороги и все ее технические и эксплуатационные характеристики, а также сведения о состоянии конструкции элементов дороги и происходящие с ними изменения.
В паспорте имеется вся техническая информация об улично-дорожных активах, в том числе по проезжей части (протяженность, категория, ширина и другое), дорожным знакам, разметкам, светофорам, тротуарам, остановкам, мостам, бордюрам. Используемые в проекте современные передвижные дорожные лаборатории оснащены всеми необходимыми оборудованиями, в том числе GPS, приемниками для последующей передачи данных в систему УДС. В конце заказчику представляем электронные паспорта на каждую улицу, отчет по диагностике с их комплексной оценкой и рекомендациями по их ремонтах, а также созданную систему управления улично-дорожной сетью (УДС) Караганды и проект норматива финансирования на работы по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети города.
— Что такое система управления улично-дорожной сетью (УДС)?
Наш проект — это часть большой работы, заданной государственной программой «Цифровой Казахстан». В Караганде сегодня идет цифровизация улиц и дорог. Система управления УДС — это электронная база данных с интерактивной картой ГИС (географическая информационная система), которая позволяет загружать, просматривать, хранить, анализировать и получать готовые отчеты в различных форматах (PDF, Excel, Word). Система УДС позволяет систематизировать работу заказчика, планировать работы в долгосрочной перспективе, на основе исторических данных обоснованно принимать решения, прогнозировать состояние улиц и дорог, оптимизировать работу заказчика и других пользователей системы, а также отойти от использования и хранения бумажных данных. В УДС хранятся все электронные паспорта дорог и улиц, информация о диагностике, система позволяет просматривать активы на карте ГИС, проводить анализ данных, прогнозировать состояние улиц и дорог и получать необходимые отчеты. В системе пользователь с помощью специальных фильтров сможет оперативно получить доступ к технической информации любого актива города, к примеру, моста, светофора, знака, может просмотреть местоположение актива на электронной карте и выгрузить карточку актива.
— Цифровизация проходит поэтапно?
— Да. Сейчас мы завершаем вторую часть. Многофункциональные передвижные лаборатории датского производства проводят комплексную диагностику улиц и дорог. В настоящее время во многих регионах используют визуальную оценку. То есть специалист выходит на дорогу и чуть ли не навскидку говорит: здесь нужен средний ремонт, здесь капитальный, а здесь текущего достаточно. Однако специалист может ошибаться. Мы же исключаем человеческий фактор. У нас же комплексная инструментальная диагностика. Измеряем прочность, колейность, ровность, макрошероховатость и другие показатели улиц и дорог, далее анализируем полученный комплекс данных и выдаем рекомендацию на выполнение ремонтных работ.
— Правда ли, что в итоговой карте будут содержаться GPS-координаты каждой трещины, портящей дороги Караганды?
— Да это правда. Наша передвижная лаборатория имеет такую возможность. Лаборатория оборудована сканером, который позволяет снимать каждую трещину и привязывать ее к GPS-координатам. Но заказчику мы даем уже конечный результат, обобщенный по всем параметрам. Представьте: в одном километре может быть выявлено до 50 тысяч трещин в зависимости от состояния улиц. Это очень большой набор данных, поэтому наши инженеры анализируют полученные данные и предоставляют сводную информацию о трещинах.
— Сможет ли заказчик определять по вашей карте размеры денежных вливаний, необходимых для поддержания дорожной сети в порядке?
— Сможет! Сейчас мы разрабатываем норматив финансирования. Вычисляем, сколько будет стоить ремонт и содержание улиц города. Мы получили всю информацию от заказчика: акты выполненных работ и другие сведения. Сейчас проводим аналитическую работу. Расходы определяются по специальной методике. Пока цифры назвать не можем. Они будут готовы на следующий год.
— Сколько всего ваших автомодулей работало в нашем городе?
— Первая передвижная лаборатория по паспортизации, которая собирала видеоматериал, примерно более месяца находилась в Караганде. Вторая определяла прочность покрытия — тоже более месяца. Та лаборатория, которая сейчас исследует неровности, будет работать до выпадения снега, а также продолжит эти работы в следующем году. Четвертая группа мостовиков также пробудет в Караганде около месяца. В настоящее время пятой группой проводятся работы по подсчету интенсивности. На следующий год планируем шестую лабораторию отправить, которая определяет конструкцию дорожной одежды. Это информация только о полевых работах, которые мы выполняем и планируем провести, кроме того, предстоит большая работа по камеральной обработке полученных данных, анализ данных, создание и наполнение базы данных, обучение специалистов и другое. На следующий год мы сможем дать оценку — в каком состоянии каждая улица. Система управления улично-дорожной сетью облегчит работу заказчика и подрядчика, осуществляющих ремонтные работы улиц и дорог города. У пользователя будут все данные на руках. Конечная цель — правильное назначение ремонта, долгосрочное прогнозирование состояния улиц и дорог города и систематизация управления улично-дорожной сетью города. Хотелось бы отметить что нашему институту в прошлом году исполнилось 60 лет. Все эти годы институт занимается исследованием проблемных вопросов в автодорожной отрасли. За последние годы сделано три научных открытия в автодорожной отрасли, имеются и другие определенные наработки, которые хотелось бы применить на практике, в том числе в этом проекте.
С передачей готовой карты отделу ЖКХ отслеживание ям на автомобильных дорогах не завершится. Предполагается, что в последующем виртуальная база будет регулярно обновляться уже самими чиновниками, так что сведения, содержащиеся в ней, никогда не потеряют актуальности. Зная логин и пароль, пользователь сможет в любой момент, из любой точки мира, получить полный набор данных по дорогам города: как по тем, что ремонтировались совсем недавно, так и по тем, что долгие годы не видели асфальтоукладчиков. Объединение в едином хранилище старых и новых сведений — весьма полезная функция. Заведующий сектором автомобильных дорог Нуржан Тасмагамбетов объясняет почему:
— Сотрудники у нас меняются, переезжают, переходят с место на место. И большая часть информации не сохраняется. Сотрудник уволился — все, больше никто не знает, когда был ремонт, каким он был. А в базе информация будет сохраняться вне зависимости от кадровых перестановок. Городу нужна такая база еще и для того, чтобы адекватно понимать объемы необходимого финансирования. Так, например, в этом году в городе недофинансирование содержания автомобильных дорог в связи с ограниченностью бюджетных средств. И такая ситуация не только в этом году. Мы сталкиваемся с этим на протяжении многих лет. Но теперь алматинский дорожные институт на основании исследования даст объективный расчет. Когда появятся нормативы финансирования, наша работа упростится.

Источник: http://nv.kz/2020/10/21/248956/
 


Наши партнеры